Об истории русского платка рассказали в Александро-Невском районе

В Борисовской сельской библиотеке Александро-Невского района прошли фольклорные посиделки «Русские платки – отражение души».

Библиотекарь Маргарита Акимова оформила выставку-инсталяцию из павлопасадских платков. Пригласила членов клуба по интересам «Надежда» и рассказала им об истории появления платка в России.

Как заметила библиотекарь ранее ни одно гулянье, ни один хоровод не обходились без нарядного узорного платка. Красивый, яркий платок носила и царица, и крестьянка. Он хранил  тепло, дарил здоровье, служил украшением каждой женщины. Платок был самым желанным подарком. Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты.  Русский платок издавна связан с представлением о женском национальном наряде, это по-настоящему самобытный и оригинальный аксессуар. Бабушки передавали в наследство своим внучкам самое дорогое – платок. Мужчины, уходя в странствие, в квадратные платы заворачивали хлеб или горсть родной земли.

Маргарита Петровна рассказала участникам посиделок, что в Российскую Империю античные шали и палантины привезли из Западной Европы и с Востока, но очень быстро было налажено их производство и в России. Наибольшую известность получили в то время, шали и палантины мануфактуры Надежды Мерлиной, выполненные из пуха диких коз на ручных ткацких станках. За год 16 мастериц могли сделать только 20 изделий. Кашмирские шали Мерлиной были чудом ремесла. Одна такая шаль стоила целого состояния — до 12 тысяч рублей.  Такая шаль была основой приданного девицы: чем больше в сундуке таких платков – тем богаче невеста.

Маргарита Акимова:


«В крестьянской и купеческой среде во второй половине 19 века большой популярностью стали пользоваться «турецкие» квадратные шали, они были вполне доступны, так как вырабатывались на жаккардовых станках. Разные мануфактуры делали разные рисунки, и именно по рисунку можно было определить место происхождения шали. В конце 1850-х годов начинают производить такие шали и в небольшом подмосковном городе Павловском Посаде на предприятии, принадлежащем купцам Якову Лабзину и Василию Грязнову. Однако Павловские платки периода 1860-1870-х годов стилистически мало отличались от платков московских мануфактур, которые преимущественно украшались «турецким» узором. Этот узор предполагает использование определенных орнаментов в виде «боба» или «огурца», геометризированных растительных форм. Но в 1870-х годах получает большое развитие оформление шалей и платков цветочными мотивами, такой узор больше пришелся по душе русским модницам».

  
Маргарита Петровна рассказала также и об оренбургских платках. Уральские казачки выменивали у калмыков и казахов шелковистый пух, знавшие кружева и вышивание, они стали использовать в вязке растительный орнамент, живые мотивы природы – соты, «кошачьи лапки», «рыбки», снежинки. В 1861 году вязальщица Мария Николаевна Ускова подала Оренбургскому губернатору письменное прошение принять и отправить на всемирную выставку в Англии пуховые платки. Шесть платков с кратким описанием, что «изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае», украсили всемирную выставку, а перед ее закрытием все платки были раскуплены. Критерием качества оренбургского платка является то, что он проходит через обручальное кольцо.

По сей день платки – это модный и актуальный аксессуар. Они согревают современных модниц  в непогоду, украшают, рассказывают о статусе, вкусах и предпочтениях.

В заключение встречи члены клуба с удовольствием вспомнили пословицы и поговорки, загадки о платках,  песни, посвященных русскому платку – «Синенький скромный платочек» Клавдии Шульженко и «Оренбургский пуховый платок» Людмилы Зыкиной.

Latest news
Related news